Кожа из краба

Ученые из Саратовского государственного университета создали материал, помогающий быстро и относительно недорого излечивать ожоги. В основе «искусственной кожи» лежит вещество под названием хитозан, которое можно получать из крабов или насекомых.

rusrep-178556-2.jpg rusrep-178557-3.jpg rusrep-178558-4.jpg rusrep-178561-7.jpg

Но дело не только в самом веществе. Оно еще и структурировано в сверхтонкие нити, за счет чего и достигается лечебный эффект. В общем, речь опять идет о технологиях с приставками «нано» и «био»

Лаборантка несет маленькую колбочку с бесцветной жидкостью. Ее содержимое похоже на воду или, скорее, на сильно разведенное желе.

— О, а вот это как раз одна из стадий приготовления нановолокна, — поясняет профессор Николай Островский. — Сейчас девушка занимается тем, что на специальные пленочки сажает клеточки. Мы создали биодеградируемый биополимер, который не антигенен для организма и при этом удерживает клетки.

Пленочками профессор Островский называет структуру на основе хитозана. Это вещество содержится в панцирях крабов, креветок, раков и даже из насекомых. Хитозан борется с бактериями и стимулирует рост клеток. Говорят, лекарства на его основе применяли во время афганской войны — еще в начале 80−х. К тому же это относительно дешевый полимер.

В лаборатории Института наноструктур и биосистем Саратовского госуниверситета повсюду расставлены сосуды с надписями «хитозановая пленка в солевой форме», «хитозановая пленка в щелочной форме», «композитная пленка хитозана». То и дело из соседних комнат прибегают сотрудницы с белых чепчиках и халатах: одну посудину поставить в холодильник, на содержимое другой в микроскоп посмотреть.

Ученые работают над созданием покрытия, аналогичного коже. Оно должно быть насыщено фибробластами, кератиноцитами (клетками эпителия) и другими полезными веществами. Способов создания такого покрытия множество. Кто-то «замешивает» его на коллагене, кто-то пытается закрепить клетки с помощью геля, а кто-то для создания «временной кожи» использует шелкопряда.

— Наши химики создали основу для выращивания клеток в виде пленок из хитозана, — рассказывает Николай Островский. — В чем ее плюс? Она не только является «платформой» для клеточного пласта, но и выполняет лечебную функцию, а потом рассасывается.

На стенах лаборатории учебные плакаты, на большом письменном столе фотографии ожогов до, после и в процессе использования чудо-препарата. Среди фотографий лежит образец «искусственной кожи» в полиэтиленовой упаковке — в таких продают наборы шариковых ручек. Гостям (чаще всего студентам) разрешают его трогать, осматривать, нюхать…

— Видите, такая вот нежненькая пушистенькая материя, — любовно отзывается о ней Островский. И правда, на вид — тонкая белая ткань, на ощупь — нечто среднее между очень тонкой промокашкой и пухом одуванчиков. Ее получают методом электроспиннинга, то есть формованием в электрическом поле. При этом удается получить нетканое полотно из тончайших нитей биополимера. Это — наноуровень волокон. В чем его плюс? Во-первых, в нем нет организованного направления волокон, во-вторых, эта штуковина может впитывать в себя все на свете, и к тому же она рассасывается от воды.

Собственно, в этом и есть главная фишка нанотехнологий. Размер имеет значение: всем известное вещество может приобрести совершенно новые свойства, если измельчить его до миллионных долей сантиметра. Хитозановая нить толщиной в нанометры ведет себя совсем иначе, чем сплошная пластина хитозана.

Ученые из СГУ основной акцент делают на лечении ожогов второй и третьей степени, как наиболее частых. Их нередко называют «пограничными»: есть вероятность, что кожа сама восстановится, но, с другой стороны, процесс повреждения ткани может пойти глубже. В этом случае существует опасность возникновения рубцовых полей, которые в конечном итоге могут грубо деформировать кожный покров.

Сейчас изобретение под условным названием «искусственная кожа» проходит процесс патентования. Саратовские ученые уже заключили договор с компанией «Биотекфарм», и в скором времени чудо-материя будет производиться на всю страну.

— А возможно ли полное восстановление организма при повреждении 95% кожного покрова?

— Теоретически — да. Мы к этому стремимся. Если сочетать наши разработки с правильным комплексом общего лечения, молодой организм может полностью восстановиться.

— За какой срок?

— За месяц, — доброжелательно улыбается профессор.

Автор: Мария Соловьева

Фотографии: Арсений Несходимов для «РР»

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (4 votes)
Источник(и):

Русский репортёр