Кадры для инноваций — или инновации для кадров?

http://www.nutmegradio.com http://www.nutmegradio.com

“Шесть стран — шесть стратегий развития научно-технического потенциала” — на эту тему ученые из Американского национального совета по исследованиям подготовили доклад, в котором показали, что перспективы инновационного развития страны имеют обратную зависимость от привлечения к работе высококлассных ученых.

Китай, Индия, Бразилия, Япония, Сингапур и Россия — именно эти шесть стран проанализировала группа американских ученых на предмет национальных моделей научно-технического развития, пишет “Ъ-Власть”. Разумеется, ученые рассматривали модели с определенной целью, а именно — выяснить, какие возможности или угрозы несут Штатам различные модели развития и как страна должна на них реагировать.

Ключевой термин в докладе — не “инфраструктура” или “поддержка инновационных стартапов”, а “таланты”, под которыми понимаются высококвалифицированные (в особенности — исследовательские) кадры. В исследователи актуализируется вопрос о том, способны ли страны выстроить новую культурную среду в ключевых для инновационного — в исследовательском секторе, в высшем образовании. в высокотехнологичном и высоко рискованном бизнесе. Но действительно ли потребность в кадрах порождается стремлением стран к модернизации? Скорее наоборот, комментирует “Ъ-Власть” , — модернизации нужно проводить как раз потому, что талантливые кадры сейчас в страшном дефиците.

Китай

Китай — лидер: именно в этой стране стратегия научно-технического потенциала наиболее прогрессивна, утверждают авторы доклада. Главные причины — огромные инвестиции в инфраструктуру исследований, а параллельно с ними — развитие высокотехнологичной промышленности. Промышленность эта, впрочем, главным образом основана на заимствовании иностранных технологий — пока что Китай не очень способен создавать собственные коммерчески успешные инновации.

Талантливых исследователей Китай привлекает самыми разными способами — например, предлагает ученым возможности для развития карьеры, доступ к научной инфраструктуре и, разумеется, привлекательные финансовые условия. Правда, пока нельзя назвать этот способ сильно успешным: мешают особенности местной исследовательской среды, где достаточно широко распространены клановость, плагиат и коррупция. Пока что успехов Китая в академической культуре недостаточно, хотя они все равно есть.

В то же время страна не забывает о своих гражданах: она отправляет талантливых студентов на учебу в зарубежные вузы и инвестирует в собственные аспирантуры.

Индия

Индия планирует совершенствовать высшее образование, но страна пока не может позволить себе инвестиции необходимого масштаба. Впрочем, бизнес в стране развивается достаточно активно — как следствие, все больше высокообразованных индийцев возвращаются домой из-за рубежа.

Сингапур

Сингапур — безусловно, один из самых неожиданных кандидатов на рассмотрение национальные модели научно-технического развития. В то же время здесь все достаточно здорово — потому что, как и Китай, страна предлагает талантливым ученым то, что нужно им для успешной работы. В Сингапуре этому способствуют низкий уровень коррупции, соблюдение законности и, разумеется, широкое распространение английского языка.

У этот государства есть способность маневрировать национальной культурной средой, отмечают исследователи. Сингапур, с одной стороны, достаточно жестко контролирует общество, а с другой — следит за ростом уровня образования, всячески приветствует новые идеи и привлекает иностранных специалистов.

Бразилия

У Бразилии — многостраничный и глобальный план технологического развития PACTI. Но, как отмечают эксперты, интерес к естественным наукам и технологиями в этой стране невысок — связано это главным образом с тем, что нет должного спроса на исследователей со стороны бизнеса.

Япония

Япония — один из ветеранов инноваций, но здесь, как как и в Бразилии, бума интереса к науке среди молодежи не наблюдается. Усугубляется это тем, что перед страной достаточно остро стоит проблема старения населения. Кроме того, японцы традиционно настороженно относятся к иммиграции, что не позволяет им в ближайшее время рассчитывать на бурное и глобальное развитие инноваций.

Россия

У России — самые низкие «шансы за ближайшие пять, а скорее всего, и десять лет создать инновационную систему глобального уровня». Проблемы: отсутствие «низовых инвестиций»; потребление национальных инновационных продуктов главным образом правительством; низкая ориентированность вузов на исследования; и т.д. и т.п.

Впрочем, в традиционно сильных для России областях можно чего-то ожидать, полагают американские исследователи. Эти области — энергетика, космос, атом и ВПК.

Что касается «талантов», то тут ситуация выглядит достаточно бледно. Совершенно не понятно, на что ориентировано высшее образование — на исследовательскую активность? нет; на потребности бизнеса? тоже нет. Своих высококвалифицированных кадров, как следствие, в России все меньше — а без них никакую модернизацию сделать невозможно.

Автор публикации: Никита Величко

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (9 votes)
Источник(и):

ЮНОВА Медиа