«ФОРУМ» - антифрикционный материал нового поколения для механизмов и машин

Материалом нового поколения на базе политетрафторэтиле́на (ПТФЭ) можно назвать противоизносную антифрикционную добавку к смазочным материалам – «ФОРУМ». Так назван Фтор Органический Ультрадисперсный Материал, полученный по специальной технологии в Институте Химии Дальневосточного отделения РАН крупностью частиц около 1 микрона.

К нанотехнологиям процесс его получения относится с некоторой «натяжкой», однако, посмотрев на частицу Форума в микроскоп, мы заметим, что она похожа на капустный вилок. А он состоит из чешуек полимера размером менее 50–100 нанометров. Именно эти чешуйки и дают высокий эффект. Они с охлаждающим маслом вводятся в узлы трения механизма. За счет своей ультрадисперсности они обладают способностью не задерживаться в фильтрах масла т.к. диаметр пор фильтра тонкой очистки примерно в 15 – 20 раз больше частиц Форума. Попадая в узлы трения, эти частицы под действием давления в точке трения прочно связываются с поверхностью металла и заполняют все неровности плотной пленкой, особенно в местах, подверженных интенсивному износу.

Такая пленка устраняет дефекты поверхности, увеличивает уплотнение деталей и приводит к резкому уменьшению коэффициента трения. При этом пленка выдерживает температуру в зоне трения до 415 °С. Следует заметить, что в узлах трения локально возникают очень высокие температуры в точках соприкосновения металла по металлу. Именно в этих точках происходит местное окисление и деструкция масла, а также коррозия металла. Продукты триботехнического разложения требуют периодической замены масла. В узлах трения, обработанных Форумом, такой процесс практически сводится на нет. Фторполимерная наноплёнка защищает узлы трения от износа, коррозии и снижает коэффициент трения и температуру в узлах трения. Показательно, что вибрация машин при этом также снижается до 8 децибел.

Эффект от применения «ФОРУМА» в редукторах обнаруживается через 3–4 часа работы. За счет значительного уменьшения трения срок службы редуктора возрастает, шестерни работают в «мягком» режиме, уменьшается шум и вибрация, улучшается КПД редуктора. При вскрытии механизма мы обнаружим дополнительную защиту от внутренней коррозии.

Как известно, основной износ двигателей внутреннего сгорания (ДВС) происходит во время запуска, так как в данный момент масло еще находится в картере, а в трущихся парах происходит «сухое» трение.

«ФОРУМ» облегчает запуск двигателя в любых условиях, особенно при низких отрицательных температурах окружающего воздуха. Тонкая пленка ПТФЭ (сухая смазка) на внутренних поверхностях двигателя за счет низкого коэффициента трения устраняет пусковой износ и увеличивает срок жизни двигателя.

Ученые Института химии ДВО РАН провели следующий эксперимент. Они слили масло из картера двигателя автомобиля «Нисан», предварительно обработанного «ФОРУМом». Двигатель проработал без масла 45 минут и остановился от температурного расклинивания. В двигатель снова залили масло с «Форумом» и автомобиль длительно эксплуатируется без всяких проблем. Как показала практика, защитный слой ПТФЭ сохраняется до 1,5–2,5 тысяч часов работы механизма, после чего его надо возобновить.

На практике оказалось, что «ФОРУМ» защищает узлы трения от агрессивных и некачественных смазывающих материалов. Он оказался полезен для гидравлических систем, т.к. снижает износ уплотнений, позволяет избежать потерь гидравлического масла и продлить срок службы механизма. «ФОРУМ» оказался просто необходим для подшипников качения, работающих в тяжелых условиях и в агрессивной среде.

Первыми по достоинству оценили «ФОРУМ» частные владельцы автотранспорта, затем авто- и мотогонщики, позднее – судовладельцы. И только сейчас потребность в «ФОРУМе» стали испытывать крупные предприятия, которые почувствовали значительное увеличение межремонтных пробегов техники за счет уникальной добавки. Использование «ФОРУМ»а промышленными потребителями – одно из наиболее перспективных направлений общей стратегии продвижения ресурсосберегающих добавок.

Практика показала, что применение «ФОРУМа» дает экономию:

  • на лесовозе КАМАЗ топлива и масла примерно на 30 –50 тыс. руб. за сезон;
  • на экскаваторе или автокране г/п 16тн – на 25 – 40 тыс. руб. за год;
  • в редукторах подъёмников и других электромеханизмов – экономия электроэнергии 15 – 20 тыс. руб. на каждый механизм в год;
  • каждый рубль, затраченный на «ФОРУМ®» на производственных предприятиях, даёт экономию энергии не менее, чем на 40 – 50 рублей.

По моим предварительным расчетам применение «ФОРУМа» в двигателях, редукторах и механизмах крупного предприятия, как например, Кирово-Чепецкий химкомбинат, может дать экономию ресурсов более 50 млн. руб. ежегодно.

Наночастицы ПТФЭ оказались волшебными не только для автолюбителей, но и для каждого энергетика, стремящегося к экономии энергоресурсов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.2 (19 votes)
Источник(и):

Б.А. Логинов «Удивительный мир фторполимеров»