Дон Вуд, DFJ – президенту Медведеву: «Лучшее, что может сделать правительство – убраться с дороги»

Дон Вуд (Don Wood)

Моя фирма на рынке уже 25 лет и проинвестировала 650 стартапов. Мы делали это не только в США, но и в Индии, Китае, Бразилии, Европе, и хотели бы начать делать это в России. Мы уже создали партнерство с ВТБ и «Роснано» по созданию нового венчурного фонда, и мы полны энтузиазма на этот счет. Мы готовы привнести 25 лет своего опыта, помочь местным менеджерам тут в России в поиске предпринимателей нового поколения.

persone-unova-don-wood.jpgФото:soophotography.com На фото:Дон Вуд (Don Wood)

Топы 21 крупнейшего венчурного фонда США встретились с президентом Дмитрием Медведевым. Эта встреча – ключевое мероприятие первого дня VC Trip to Russia, стартовавшей во вторник 25 мая. Она прошла в загородной резиденции в Горках. Мероприятие вышло неформальным, а между гостями и хозяином разгорелась настоящая полемика по вопросам инновационного развития России. Общее мнение инвесторов по поводу инициатив властей высказал гуру венчурного бизнеса, глава фонда Draper Fisher Jurvetson Дон Вуд

Нашей фирме повезло: среди наших прошлых инвестиций есть hotmail, которым пользуется 400 млн человек, Skype, бесплатный сервис интернет-телефонии, которым пользуется 800 млн человек по всему миру, китайский поисковик Baidu, которым пользуются 400 млн человек. Среди выдающихся компаний, которые мы финансируем прямо сейчас, есть производитель электрокаров Tesla, который на этой неделе привлек деньги Toyota, а чуть раньше – деньги Daimler-Benz, а если все пойдет хорошо, то через несколько месяцев Tesla будет первой автомобильной компанией со времен Форда, вышедшей на биржу в США.

Мы также финансируем биотехнологическую компанию Synthetic Genomics, которая на этой неделе попала на обложку журнала Life – ученым этой фирмы удалось создать искусственную жизнь: с помощью компьютерной программы им удалось собрать бактерию, которая начала сама размножаться. Это историческое событие, и его сотворила молодая компания, опирающаяся на венчурный капитал.

Вот в такие компании мы вкладываем в США. Со временем компании, выращенные на венчурные деньги, создали 20% ВВП США. Венчурная индустрия очень важна. Эти компании выросли из диких идей, диких идей, выдвинутых 20-летними людьми. По сути, если вы посмотрите на великие компании, основанные в США – Apple, HP, Cisco, Google, IBM, Yahoo!, Facebook – все они были основаны 20-летними. В этом возрасте люди ничего не боятся. Им нечего терять, и они готовы брать на себя огромные риски и бросать дерзкие вызовы. Я знаю что вы, господин Медведев, в 25 лет сами основали компанию. Я не знаю, чем она занималась, но это была компания. И мотивация, предпринимательская мотивация – вот ее Россия и должна поддерживать.

Сегодня утром от Виктора Вексельберга мы много слышали об иннограде. Вексельберг обратился к нам за советом. Он сказал – у нас есть план, что вы можете нам посоветовать? И наша группа дала ему не мало ценных советов. Он все записывал и в итоге ушел со встречи с пятью страницами советов.

Но он попросил нас передать свои советы вам. И я составил краткий перечень наших рекомендаций.

Первое – мы считаем, что создание специального города – это благородная попытка. Но это – лишь кусочек решения проблемы. Предпринимательство, инновации – это состояние духа, а не место или здание. России еще предстоит совершить настоящий скачок к такому состоянию, но для этого должна произойти одна важная вещь, и о ней мы тоже говорили, – вы в России должны начать уважать предпринимательство, всячески поддерживать и поощрять его. Молодые предприниматели должна быть вашими героями. Именно так обстоят дела в Кремниевой долине – предприниматели у нас настоящие герои, не политики. Политики герои в Вашингтоне.

Мы также понимаем, что 9 из 10 (а в последние годы и того больше – 19 из 20) предпринимателей терпят крах. Мы прощаем им их неудачи – мы даем им попробовать снова и снова, мы все время даем им новый шанс.

Предприниматели должны начинать бизнес. И не только в Сколково: пусть начинают в том же Петербурге, где вы в 25 лет открыли свой бизнес. Вы должны создать виртуальный инноград по всей стране.

Возможно, в Сколково у вас будут ресурсы, которые помогут предпринимателям создавать компании, как в Сколково, так и по всей России. Главное, в чем вы должны быть уверены – вы поощряете предпринимателей по всей стране.

Одна из важных вещей – каждый сотрудник компании должен получить пакет ее акций. Эта практика появилась в Кремниевой долине еще на этапе ее зарождения, и пионером тут был Hewlett Packard. Они дали каждому сотруднику кусочек компании – это может потребовать некоторых изменений в законодательстве, в части опционов – но именно это, владение акциями, создало Кремниевую долину.

Также важно строить инновационные центры вокруг хороших университетов. Долина возникла вокруг Стэнфордского университета и университета Беркли. Они проводят очень открытую политику: если преподаватель или студент что-то изобрели, у них возникла идея, они могут выйти из университета и создать компанию. Фактически именно таким путем пошел нынешний президент Стэнфорда Джон Хеннеси: он был профессором в Стэнфорде, потом он основал компанию, очень успешную, и ушел из университета, потом вернулся и стал президентом, и он понимает всю важность университета в инновационной экосистеме. Строительство вокруг университета – это ключевая вещь.

Еще один совет с нашей утренней встречи – не так важно создавать льготы и стимулы, например, налоговые льготы или гранты. Это хорошо, но намного важнее – снимать барьеры для инноваций. Их сейчас немало, и лучшее, что может сделать правительство – убраться с дороги.

Вы должны создать хорошую законодательную систему, защиту интеллектуальной собственности и частной собственности, но вы должны уйти с дороги и дать предпринимателям возможность заниматься инновациями.

Не ставьте рамок. Я знаю, что «Роснано» – это великолепная организация. Но почему они занимаются только нанотехнологиями? Предсказать, где именно предприниматели начнут создавать инновации, крайне сложно. Если вы принуждаете их к инновациям в какой-то определенной сфере, это лишь ограничивает их возможности.

Я считаю, что важно не ставить секторальных ограничений. Не говорите: «Занимайтесь инновациями тут!». Откройтесь! Возможно, это и в правду будут нанотехнологии, но на самом деле есть еще множество важных секторов.

Важная вещь – привлечение иностранного капитала. Привлекайте в фонды западных партнеров, привлекайте в компании инвестиции из западных фондов, и дайте инвесторам регистрироваться там, где они захотят. Лет 10 назад китайцы разрешили предпринимателям регистрировать компании в оффшорах, потому что инвесторы побаивались инвестировать в сам Китай. В итоге в китайские компании, пусть и зарегистрированные в оффшорах, хлынул настоящий поток инвестиций. Сегодня инвесторы уже не боятся вкладывать в компании, чья штаб-квартира находится в Китае.

Я бы предложил вам в России не ставить дополнительных, связанных с «пропиской» ограничений для инвесторов, не надо принуждать их регистрироваться именно на территории России. Пусть регистрируются, где захотят – не ставьте правил и ограничений.

Вообще не стоит привязываться к границам – границы в современном мире с его телекоммуникациями совершенно не важны. Не запирайте людей в одном городе или одной стране – обучите их в хорошем университете и дайте внедрять инновации.

Еще одна вещь: я знаю, что вы заинтересованы в энергоэффективности и чистых технологиях и активно инвестируете в этом направлении. Это очень важно для венчурной индустрии – это самый быстрорастущий сектор венчурной отрасли, то что о мы зовем clean tech. Это ветер, солнце, биотопливо, эффективность освещения, например, LED. Если те же США перейдут на LED, то сэкономят до 20% электроэнергии. Я знаю, у вас есть своя программа переходя на энергосберегающее освещение. Так вот, это сегодня второй по размерам венчурных инвестиций сектор, и хочу сказать – когда вы вкладываете в компании, эти компании должны быть конкурентоспособными на глобальном рынке. Если это российская компания, то она должна иметь возможность продавать свой продукт в США, и наоборот – американская компания, добившаяся прорыва, должна иметь возможность продавать свой продукт в России.

Последняя вещь, которую я бы упомянуть: значительная часть иностранных инвестиций, которые хлынули в Россию, это прямые инвестиции. Люди покупали недвижимость, торговые центры, кабельные телеканалы и прочие объекты инфраструктуры. Это хорошо, но это не то, что изменит вашу экономику. Экономику меняют прорывные инновации, которые поддерживает венчурный капитал. А венчурный капитал не терпит ограничений. Будьте начеку и проводите границу между прямыми инвестициями в надежные, низкорисковые проекты и высокорисковыми венчурными инвестициями в инновации. Поддерживайте последние. Тогда со временем и у вас венчурная индустрия и технологические инновации будут давать 20% ВВП. Таков мой совет вам.

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (10 votes)
Источник(и):

Unova



johndoe аватар

…и высокорисковыми венчурными инвестициями в инновации. Поддерживайте последние…
Да где ж Вы видели чтобы в России вкладывались в высокорисковые проекты?
IMHO призыв будет проигнорирован.