13.10.2010 О реализации в 2009 году Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года

Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (Программа) принята к исполнению в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № ВЗ-П7–2702. Программа носит координационный характер, определяя конкретные инструменты и мероприятия по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», а также индикаторы, позволяющие контролировать выполнение решаемых задач.

Стратегическая цель Программы состоит в том, чтобы сформировать в России сектор наноиндустрии, способный конкурировать с наиболее экономически развитыми странами мира по всем направлениям, влияющим на технологическую и экономическую безопасность, обороноспособность России, а также на качество жизни ее населения.

В 2009 году в качестве основных участников Программы выступали 16 федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), государственные академии наук (РАН, РАМН и РАСХН), Госкорпорация «Росатом», ГК «Роснанотех» и РНЦ «Курчатовский институт».

nanorf-2010-10-13_115824.jpg

На 2009 год были предусмотрены следующие основные инструменты финансирования Программы: по направлению «НИОКР» – ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» (далее – ФЦП ИР), по направлению «создание инфраструктуры наноиндустрии» – ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы» (далее – ФЦП РИН), по направлению «инновационные проекты развития наноиндустрии» – инвестиционные вложения ГК «Роснанотех».

Вследствие значительных инвестиционных вложений ГК «Роснанотех» (32.2 млрд рублей) общий объем финансирования Программы в 2009 году составил более 45 млрд рублей и превысил запланированное значение 40.2 млрд рублей. Вместе с тем, несмотря на существенный вклад в реализацию Программы ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (далее – ФЦП «Кадры»), по направлениям «НИОКР» и «создание инфраструктуры наноиндустрии» имело место недофинансирование Программы из-за секвестирования (более чем на 30 %) в 2009 году средств ФЦП ИР и ФЦП РИН.

В соответствии с планом работы Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям на 2009 год, планом первоочередных мероприятий по реализации Программы, а также планом мероприятий по разработке нормативных правовых актов в области наноиндустрии на 2009–2010 годы, приоритетными направлениями деятельности в сфере нанотехнологий в 2009 году являлись: совершенствование нормативно-правовой базы наноиндустрии, мониторинг научно-технического и производственного потенциала наноиндустрии, создание и ведение специализированных баз данных, координация исследований и разработок в сфере нанотехнологий, формирование инфраструктуры и системы кадрового обеспечения национальной нанотехнологической сети (ННС), а также развитие международного сотрудничества.

По указанным вопросам Минобрнауки России как координатор Программы в 2009 году подготовило более 20 докладов и выступило соисполнителем более 10 докладов Правительству Российской Федерации. При этом важную роль в обеспечении деятельности Минобрнауки России в части координации работ и нормативно-правового регулирования в сфере нанотехнологий сыграло наличие в его структуре специализированного подразделения – созданного в 2008 году отдела государственной политики в сфере нанотехнологий.

В целях активизации в 2009 году деятельности по финансированию инновационных проектов, коммерциализации нанотехнологий и производству нанотехнологической продукции приказом Минобрнауки России от 13 апреля 2009 г. № 126 была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Минобрнауки России, ГК «Роснанотех» и РНЦ «Курчатовский институт». К числу основных задач данной рабочей группы относится выявление наиболее перспективных проектов в области наноиндустрии для их последующего финансирования ГК «Роснанотех».

По инициативе Минобрнауки России, поддержанной решением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № СИ-П7–3976, была создана рабочая группа по координации развития нанотехнологий и наноиндустрии Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (руководитель – заместитель министра образования и науки Российской Федерации, а в настоящее время – директор Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства Российской Федерации А.В. Хлунов).

Начиная с сентября 2009 года состоялось девять заседаний указанной рабочей группы, посвященных наиболее актуальным вопросам развития отечественной наноиндустрии. Принятые рабочей группой решения были учтены в разработанных Минобрнауки России документах и нормативных правовых актах, а также при подготовке докладов Правительству Российской Федерации.

В целях обеспечения условий для эффективной реализации Программы был подготовлен и зарегистрирован в Минюсте России приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2009 г. № 23 «Об утверждении порядка и условий предоставления в пользование объектов инфраструктуры наноиндустрии». На основании этого приказа почти 25 % организаций – участников ННС уже предоставляют услуги по доступу к различным элементам инфраструктуры наноиндустрии. В частности, к июлю 2009 года доступ к различным составляющим инфраструктуры наноиндустрии получили около 250 организаций, в том числе не являющихся участниками ННС. По данным на конец 2009 года, количество таких организаций возросло до 389, а общая стоимость предоставленных им услуг составила более 600 млн рублей.

В 2009 году по инициативе и при непосредственном участии Минобрнауки России был разработан проект Положения о ННС, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 282. Указанный документ определил, в частности, понятийный аппарат в сфере нанотехнологий, а также цели, задачи, состав участников и основные принципы функционирования ННС.

Для преодоления негативных последствий секвестирования ФЦП РИН в 2009 году Минобрнауки России был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о продлении указанной ФЦП на 2011 год, а также предложения по корректировке Программы.

Чтобы обеспечить условия для формирования, развития и совершенствования системы государственного учета в сфере нанотехнологий, Минобрнауки России совместно с заинтересованными ФОИВ и организациями разработало и в декабре 2009 года представило в Правительство Российской Федерации критерии отнесения продукции (товаров, работ, услуг) к категории «продукция наноиндустрии».

В 2009 году Минобрнауки России был разработан, согласован с ФОИВ и представлен в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по завершению первого этапа реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии». Указанный план принят к исполнению в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № СИ-П8–1974.

Особое внимание в 2009 году было уделено вопросам развития нанотехнологий прикладного назначения и совершенствования механизмов применения нанотехнологий гражданского назначения для нужд оборонно-промышленного комплекса России. В указанном направлении Минобрнауки России предпринят ряд мер, одобренных Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Важно отметить, что запланированные на 2009 год значения основных показателей решения задач Программы были достигнуты. В частности, объем продаж продукции отечественной наноиндустрии составил 81 млрд рублей, объем экспорта продукции наноиндустрии – 11.3 млрд рублей, было оформлено 338 российских патентов в сфере нанотехнологий (при плановом значении в 50 патентов).

Среди других наиболее значительных результатов, полученных в ходе реализации Программы в 2009 году, можно отметить следующие.

Продолжались работы по реконструкции и техническому перевооружению объектов головных организаций по тематическим направлениям деятельности ННС. По состоянию на начало 2010 года степень технической готовности указанных объектов составила в среднем 60 %.

Завершены работы по созданию инфраструктуры и обеспечению функционирования опорной высокоскоростной сети для передачи данных между центрами ННС. Указанная инфраструктура сформирована на базе узлов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Новосибирске, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Белгороде, Владивостоке, Саратове, Перми, Томске, Челябинске и Ростове-на-Дону.

Завершено формирование специализированных баз данных, которые содержат сведения об организациях, осуществляющих деятельность в сфере нанотехнологий, о техническом оснащении объектов инфраструктуры наноиндустрии (перечни оборудования), реализованных проектах и достигнутых результатах. Созданные базы данных активно пополняются. В настоящее время в базах содержится информация о 1380 организациях.

Осуществлялись работы по сопровождению и наполнению интернет-портала «Нанотехнологии и наноматериалы» (www.portalnano.ru), являющегося основным официальным источником информирования широкой общественности о ходе и результатах реализации Программы. Ежедневно портал посещают порядка 3 тысяч пользователей.

Сформирована система консультационной и методической поддержки патентно-лицензионной деятельности региональных организаций ННС. Создано более 80 действующих консультационных пунктов в 52 регионах России. В 2009 году конкретную помощь в оформлении и подаче заявок на охранные документы, а также в подготовке и заключении лицензионных договоров получили более 600 организаций. Только за второе полугодие 2009 года было выявлено более 500 патентоспособных разработок.

Созданы семь региональных и девять отраслевых отделений инфраструктуры Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии, которые уже оказывают метрологические услуги организациям ННС.

Организован и проведен ряд крупных всероссийских и международных мероприятий, в том числе II Международный форум по нанотехнологиям.

В целях сбора информации для объективной оценки потенциала российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере нанотехнологий, Минобрнауки России разработало информационные формы и методические рекомендации по их заполнению, размещенные на интернет-портале «Нанотехнологии и наноматериалы».

В качестве положительного момента можно также отметить, что в 2009 году в головных организациях ННС было создано более 430 новых рабочих мест, а суммарный объем реализации продукции по выполняемым в рамках ФЦП ИР важнейшим инновационным проектам превысил 8 млрд рублей.

Основные проблемы реализации Программы в 2009 году и предлагаемые пути их решения, обозначенные в июне 2010 года в докладе Минобрнауки России Правительству Российской Федерации, состоят в следующем.

  1. Вследствие значительного сокращения объемов бюджетного финансирования ФЦП РИН в 2009 году не состоялось запланированное формирование в составе ННС десяти научно-образовательных центров по направлению «нанотехнологии». Возможное решение проблемы – развитие научно-образовательного сегмента ННС в рамках ФЦП РИН с учетом ее продления на 2011 год (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 471), а также реализация мероприятий ФЦП «Кадры», направленных на повышение уровня квалификации, эффективности воспроизводства и закрепления кадров в сфере науки, образования и высоких технологий.
  2. Несмотря на существенное сокращение в 2009 году отставания, допущенного ГК «Роснанотех» по линии финансирования инновационных проектов, деятельность корпорации по выполнению показателей решения задач Программы в настоящее время остается недостаточно эффективной. Возможное решение проблемы – более активное взаимодействие Минобрнауки России, РНЦ «Курчатовский институт» и ГК «Роснанотех» как органов управления и координации ННС в рамках полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети».
  3. Отсутствие официально утвержденных критериев отнесения продукции (товаров, работ, услуг) к категории «продукция наноиндустрии» затрудняет формирование и развитие системы государственного статистического наблюдения в сфере нанотехнологий и, в частности, объективную оценку объема продаж (экспорта) нанотехнологической продукции. Возможное решение проблемы – утверждение разработанных критериев распоряжением Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, можно резюмировать: реализация Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года осуществляется в соответствии с установленным планом, что при условии адекватной государственной поддержки обеспечит решение задач, сформулированных в рамках президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии».

В.В. Качак, А.Г. Савченко, С.Ф. Остапюк, О.Д. Анашина, А.А. Шмаков, Л.И. Бугайченко, О.С. Шишкина

Министерство образования и науки Российской Федерации, 125993, Москва, ул. Тверская, 11. E-mail: shmakov@mon.gov.ru

Источник: Журнал «Российские нанотехнологии» № 9–10 2010 год.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Nanorf.ru