Нанотехнология прицельной доставки противораковых генов

Британские ученые сообщили, что ими разработан новый метод лечения рака путем доставки противораковых генов непосредственно в раковые клетки, используя приемы нанотехнологии. Методика пока испытана только на мышах. Если испытания на людях, планируемые на ближайшие пару лет, окажутся удачными, то такая методика обещает предоставить высокоточный механизм противораковой генной терапии.

Сегодня генная терапия считается едва ли не самым перспективным методом лечения рака, однако прогресс в этой области сдерживает необходимость разработки безопасных способов доставки генов в клетки опухоли.

Решить эту проблему пытались многие научные группы. В последний год существенные усилия были сделаны в этом направлении с привлечением нанотехнологии, которая стала играть важную роль в борьбе с раком. В декабре, например, исследователи MIT собщили о том, что ими разработана наносенсоры, которые могут быть помещены внутрь живых клеток для определения перемещений химиотерапевтических лекарственных препаратов, в частности того, достигают ли они объектов лечения (раковые клетки) или воздействуют на здоровые клетки. В качестве сенсоров, которые способны регистрировать не только химиотерапевтические лекарственные препараты, но и токсины и свободные радикалы, применяли углеродные нанотрубки, «обернутые» молекулами ДНК для безопасного введения в живую ткань.

В прошлом августе появилось сообщение из Стенфордского Университета о том, что тамошние ученые нашли способ использовать нанотехнологию в направленном и прицельном переносе химиотерапевтических лекарственных препаратов непосредственно в раковые клетки, минуя здоровые и без какого-либо токсического воздействия на последние.

Исследователи уже долгое время пытались понять, как доставить лекарства к раковым клеткам, не повредив, при этом, окружающие клетки. При повышении точности доставки химиотерапевтических лекарственных препаратов уменьшается и их количество, вводимое пациенту, что, в свою очередь, снижает действие таких серьезных побочных эффектов, как тошнота, выпадение волос, потеря веса и усталость.

Новости из Стенфорда пришли буквально на хвосте отчета исследователей из Калифорнийского Университета, Сан Диего, которые разработали способ использования «умных бомб» на основе наночастиц для существенного снижения доз химиотерапии, доставляемых к раковой опухоли, этим самым снизив метастазы раковых образований.

Одну из самых интересных (и, что немаловажно, обладающих коммерческим потенциалом) технологий недавно представила объединенная команда исследователей из Англии. Детальное описание новой методики опубликовано в журнале Cancer Research.

Для транспортировки генов к месту назначения ученые выбрали наночастицы дендримера — вещества, относящегося к особому классу полимеров. Молекулы ДНК, помещенные в раствор упомянутых наночастиц, образовали с ними надмолекулярные соединения, которые способны проникать в клетки опухоли и задерживаться там; размеры частиц варьировались от 33 до 286 нм. Использованные наночастицы были способны нести равномерно распределенные молекулы ДНК.

Эксперименты на мышах показали, что при введении таких частиц в тело животного они захватываются исключительно раковыми клетками, не причиняя никакого вреда здоровым. После попадания в клетку гены «заставляют» ее вырабатывать протеины, постепенно убивающие опухолевые клетки. Post-mortem анализ убедительно показал, что наночастицы, использованные для доставки противораковых ДНК, накапливались именно в опухолях. По словам Андреаса Шацлейна (Andreas Schatzlein), представляющего Лондонский университет, и ряда специалистов в данной области такая избирательность действия генов была продемонстрирована впервые.

Предыдущие исследования показали, что подобный тип генной терапии может существенно уменьшить размеры опухоли. Более того, при экспериментах на мышах было получено вплоть до 80% излечения. Поэтому, существует серьезная надежда на то, что лечение, основанное на подобных методах может спасти множество жизней людей с неоперируемыми опухолями, особенно такими, которые находятся в непосредственной близости к жизненно важным органам – мозгу или легким.

Генная терапия не убивает все клетки как химиотерапия. Последняя просто как шрапнель «прочесывает» область организма, в которой находится опухоль, убивая все клетки, включая и здоровые. Исследователи и врачи надеются на то, что прицельная доставка генных препаратов поможет избежать тяжелых побочных эффектов. Особое достижение настоящего исследования заключается в том, что его результаты показали отсутствующее до сих пор звено – ученые нашли не только способ введения противораковых генов в наночастицы, которые при этом оставались устойчивыми, но и способ, заставляющий наночастицы искать и поражать только раковые клетки, не касаясь здоровых клеток. Это означает, что метод, предложенный британскими исследователями, потенциально может быть усовершенствован для лечения метастазов раковых опухолей.

Если метод, разработанный британскими учеными, докажет свою эффективность в ходе клинических испытаний, его планируется применять в первую очередь для лечения неоперабельных больных. Д-р Шацлейн считает, что его группа сможет приступить к испытаниям на онкологических больных уже через пару лет.

Раковые клетки имеют некоторый жуткие особенности – они сложно работают с «окружающей средой» , калеча клетки как выборочно , так и скопом .В какой момент лучше вгонять некие гены ? В начале высвобождения урана из центра ядрышка такой клетки – проблема там .

Но возникает еще некая проблема – биологи считают гены главными носителями информации , а они , голубчики – лишь промежуточное звено с ролью «свет принимаю и передаю дальше» , пропуская свет сквозь себя -часто калеку . Естественно все власть имущие в науки возмутятся , что САМИ АМЕРИКАНСКИЕ генетики отвергли роль света в генетике человека ! Увы , русская наука НЕ ПРОВЕРИЛА по-настоящему ничего , открытого американцами – у них всегда – тьма ошибок во всем и особенно в генетике , а если поточнее  – ВРАНЬЕ – генетика вне живого и теплого тела не генетика , это труп генетики .

Есть ли в человеке гены , ответственные за рак ? Есть ,но они маломагнитны – до подачи АНТИСВЕТА им и только после подачи «настоящей тьмы» – антисвета такой ген настоящий враг , облучающий все вокруг . Естественно , что когда есть уже рак , нужно принимать меры , но хорошо бы понять все гены вообще и особенно гены смерти , работающие страшно интересно – коллективно , последовательно передавая эстафету смерти друг другу . Людмила Белик lyudmilabelik@mail.ru